Детская творческая студия дополнительного образования

«Светлячок»

Non scholae, sed vitae discimus.

Не для школы, а для жизни мы учимся.

 
 

Партерная гимнастика (4-7 лет)

Пятнадцать лет партерная гимнастика в студии входила в программу подготовки к хореографическому искусству. В 2021-22 году мы выделили ее в самостоятельную программу для детей, которые в будущем будут заниматься не только хореорграфией, но и любым видом спорта, а также  укрепления здоровья.

 
     Партерная гимнастика (фр. «parterre» — по земле) для детей 4-7 лет — выполнение упражнений на полу в различных позах, в положениях сидя, лежа на животе и спине, на боку, из различных упоров. Это учебный предмет типового учебного плана детских групп по направлениям деятельности: «Хореографической» для учащихся года для 6-летнего срока обучения;
"Спортивной" (бальные и любые спортивные танцы, для любого вида спорта)
Цель — развить природные физические данные учащихся, сформировать у них основные двигательные качества и навыки, необходимые для дальнейшего занятия хореографическим искусством и спортом.
Основные задачи:
— укрепление и развитие силы мышц, эластичности связок, гибкости позвоночника, подвижности суставов, выносливости, координации работы опорно-двигательного аппарата учащегося;
— формирование навыков культуры движений;
— развитие познавательных процессов (внимания, восприятия, памяти, воображения, мышления), чувства коллективизма;
  Занятия по учебному предмету «Партерная гимнастика» способствуют развитию природных физических данных учащихся, таких как выворотность, подъем стопы, ширина, высота и легкость шага, гибкость, координация, выносливость, ловкость, быстрота, которые составляют так называемую профессиональную пригодность. Они развивают двигательную память, помогают формированию правильной осанки, основных двигательных умений и навыков, необходимых для дальнейших занятий спортом и хореографией. Каждое занятие по учебному предмету «Партерная гимнастика» включает разминку, комплексы упражнений на полу и релаксацию, которые связаны между собой. Разминка предназначена для включения в работу в динамичном режиме опорно-двигательного аппарата, разогрева мышц, для концентрации внимания. Разминочные упражнения представляют собой разнообразные виды ходьбы, дыхательные и общеразвивающие упражнения, упражнения на напряжение и расслабление различных групп мышц тела. На втором году обучения эти упражнения можно совершенствовать добавлением предметов (обруча, скакалки, ленты, мяча, гимнастической палки и др.), усложняя их ритмическими хлопками и т. д.
   Комплексы упражнений на полу, в том числе стретчинговые (stretching — растяжка) и корригирующие, создаются с целью направленного воздействия и включения в работу различных групп мышц. Упражнения выполняются учащимися на индивидуальных ковриках без обуви (в носочках или балетках) в положении лежа (в том числе на боку) и сидя, без вертикальной нагрузки на позвоночник и суставы. При составлении комплексов упражнений  учитываются возрастные и физиологические особенности учащихся, их двигательные и координационные способности, а также руководствоваться следующими рекомендациями:
— тщательный подбор исходных положений для упражнений;
— всякое движение должно компенсироваться «контрдвижением»: напряжение — расслабление, растягивание — силовая нагрузка;
— растягивание групп мышц выполняется в различных направлениях и должно быть нерезким, медленным, контролируемым сознанием, без усилия;
— использование упражнения на все группы мышц, с преимущественной нагрузкой на какую-либо одну из групп (каждое упражнение выполняется 4—5 раз);
— выполнение упражнений c предельной амплитудой движений;
— использование малой амплитуды движений для увеличения интенсивности воздействия упражнений;
— контроль напряжения мышц с фиксированием положений рук, ног, туловища, головы;
— контроль за дыханием на протяжении всего занятия;
— использование сочетаний пружинных движений с последующей фиксацией позы для развития гибкости, растяжения мышц, связок, сухожилий;
— контроль за утомляемостью учащихся;
— исключение физических упражнений в период острых заболеваний, использование только легких форм дыхательных упражнений;
— использование активных методов обучения и игровых технологий.
   Главными принципами в обучении гимнастическим движениям соблюдается последовательность и систематичность; от простого к сложному.
   Релаксация — обучение расслаблению, которое необходимо для снятия физического и эмоционального напряжения, повышения жизненного тонуса. Релаксация может состоять из комплекса упражнений с использованием статических поз системы воспитания здорового тела и здоровой психики — хатха-йога, дыхательных упражнений. Упражнения на общее расслабление мышц могут исполняться в игровой форме с использованием художественно-образных тем (например, «Тропический остров», «Волшебный сон», «Бабочка и цветы») или выполняться в позе отдыха (сидя по-турецки; лежа на спине, на боку в позе эмбриона) с закрытыми глазами под спокойную музыку, со словесным сопровождением учителя и с последующим описанием, обсуждением представленных и нарисованных в детском воображении тематических картин. Музыка на занятиях по учебному предмету «Партерная гимнастика» должна соответствует заданию, сопровождает и дополняет объяснение и показ, поддерживает эмоциональный настрой урока, помогает справляться с темпом упражнений, с мышечным напряжением при выполнении упражнений.
 
В результате изучения учебного предмета каждый ребенок будет:
знать:
— упражнения для разминки и их предназначение;
— комплексы упражнений партерной гимнастики ;
— основы релаксации;
— элементы дыхательной гимнастики;
уметь:
— выполнять комплексы упражнений — контролировать и восстанавливать дыхание;
владеть навыками:
— осознанного выполнения комплексов упражнений;
— мышечного самоконтроля во время исполнения движений;
— расслабления;
— правильного дыхания.